Севастополь

В Севастополе подростки переходят на мат: как это остановить? – ForPost Реактор

Почему площадная брань стала нормой общения у детей?

Педагоги и специалисты бьют тревогу: площадная брань захватывает улицу и соцсети. Более того, подростковый мат становится нормой в детской среде. Порою он даже подменяет собой в словарном запасе несовершеннолетних общекультурные инструменты общения и передачи информации.

Грубое непечатное слово, не встречая деятельного сопротивления со стороны общества, семьи и государства, захватывает улицы, пляжи и скверы Севастополя. Впрочем, признают гости нового выпуска ForPost «Реактор», проблема не только севастопольская. Хоть в этом сомнительном достижении наш город не в передовиках.   

Напомним, на сегодняшний день Закон Российской Федерации публичное сквернословие относит к разряду мелких хулиганств и в случае с несовершеннолетними предусматривает наложение штрафа на родителей от 500 до 1000 рублей. Или даже административный арест до 15 суток. Однако репрессивные меры — не панацея от этой беды.

В современном, цифровом обществе запредельное, перешедшее культурные границы употребление площадной брани сигнализирует о внутреннем нездоровье социума. Тут и недостаток родительского воспитания, провал школы, негативное влияние масс-медиа и отсутствие позитивных образцов для подражания у подростков.

Почему мат стал обыденностью для подростков и как справиться с этим, не ограничиваясь одними лишь штрафами? В этом вопросе разбиралась ведущая Лариса Петренко в актуальном выпуске ForPost «Реактор».

Прежде чем ругать наших педагогов, Лариса Петренко все же просит уважаемых читателей вспомнить о размере оклада молодого учителя. В нашем новом видео мы поднимаем и эту тему в том числе.

В студии:

Марина Песчанская – уполномоченный по защите прав ребенка в Севастополе;

Юрий Ирица – доктор педагогических наук, автор курса "Мудрый родитель", основатель образовательного центра "ИРИЦА";

Яна Дригваль – практикующий психолог;

Юрий Югансон – фотохудожник, член Союза журналистов России.

Программы ForPost выходят в группе  ВКонтакте. Подписывайтесь, включайте уведомления, чтобы не пропускать новые видео.

2367
Поделитесь:
Оцените статью:
5
В среднем: 4.3 (3 голосов)

Обсуждение (54)

Profile picture for user РобертБоберт
1260
РобертБоберт

Чему удивляться, когда даже студенты или "полные" взрослые вполне открыто матерятся, никого не стесняясь? Если доводится ждать транспорта в полдень, то регулярно встречаю соседских студентов, которые матерятся и гогочут на всю улицу практически.

Profile picture for user Старый Хэнк--@
152
Старый Хэнк--@

РобертБоберт,

Дело не в мате,а в долгом ожидание транспорта на солнце. 

Profile picture for user Tim Tomas
6594
Tim Tomas

Почему переходят? Они уже давно перешли! Лет 10-ть назад точно!

Profile picture for user Старый Хэнк--@
152
Старый Хэнк--@

Tim Tomas,

Только я помню лет 40 назад. ( Грешен, включая себя)

Profile picture for user val.prasolov
7751
val.prasolov

Прежде чем ругать наших педагогов, Лариса Петренко все же просит уважаемых читателей вспомнить о размере оклада молодого учителя. В нашем новом видео мы поднимаем и эту тему в том числе.

Если быть объективными, то когда я был подростком, мы в своей среде тоже мат использовали. 

Однако сейчас не только подростки, но и малолетние используют мат, и более взрослые разговаривают матом. Именно разговаривают, а не ругаются, и главное что и для женского пола это стало нормой.  И молодёжь намного старше школьников, а не только в школе.  Они не стесняясь окружающих, идя по улице , просто во всеуслышание говорят матом.

А что могут сделать учителя? Объяснить, что это некультурно, некрасиво?  Всё?

Тут всё начинается уже не с учителей, начинается с родителей, которые тоже дома матом разговаривают. Мы приехали свободе слова столь любимой либералами в отношении мата. Радуйтесь либералы.

Profile picture for user РобертБоберт
1260
РобертБоберт

val.prasolov,

Малолетние всегда использовали мат, в этом нет ничего нового. Особенно какая-нибудь босота или мелкие которые слишком много наслушались от более старших детей. Но это, разумеется, не оправдание. 

Profile picture for user val.prasolov
7751
val.prasolov

РобертБоберт,

Малолетние это сколько лет? 

У нас это началось с класса шестого, потом поутихло.

Profile picture for user РобертБоберт
1260
РобертБоберт

val.prasolov,

Когда я учился в классе 7-8-м, в школе было полно шкетов лет 9-10, которые могли обматерить тебя и лыбится. Типа такое привлечение внимания с вызовом.

Profile picture for user val.prasolov
7751
val.prasolov

РобертБоберт,

У нас такого не было.

Profile picture for user Хома
287
Хома

Недавно на море встретила таких ребят. Они не ругаются, а разговаривают на нем. Было две девчонки и мальчишка лет четырнадцати. Совершенно никого не стесняясь материалист, музыку слушали такую же. Я вежливо попросила, они пошли мне на встречу, перестали. За молодежь душа болит, это же наше будущее.

Profile picture for user Рыбак7
470
Рыбак7

Мат везде- в общественных местах, в кино, на экранах ТВ.

Естественно, подростки подхватили.

Легче «легализовать» нецензурную брань, чем побороть.

Profile picture for user val.prasolov
7751
val.prasolov

Рыбак7,

Ну и наркоты хватает. 

Не можем победить, значит легализовать?

Profile picture for user Тина Севастополь
9857
Тина Севастополь

Рыбак7,

У меня дома никто не говорит матом. Так же было и у моих родителей. 
Так что мат не везде, а там где его позволяют.

Profile picture for user Serggio
25622
Serggio

В Севастополе подростки переходят на мат: как это остановить?

Никак. Потому что это проблемы не отдельно взятого Севастополя:

запредельное, перешедшее культурные границы употребление площадной брани сигнализирует о внутреннем нездоровье социума.

Это идёт из 90-х, когда "всё можно" поощрялось государством, от члена совета при Комитете по культуре Госдумы с  погонялом "Шнур",  что убедительно доказывает, что это поощрялось государством. На этом выросло поколение, и сегодняшние подростки, на которых вдруг спохватились - это уже их дети, в семьях которых мат был уже обыденной речью. 

Снижение уровня общей культуры населения, обыдление - это программа, которая продолжает выполняться.

Не так давно видел гуляющую вполне прилично выглядевшую молодую семью. У папы на шее ехала чудная девчонка лет пяти, а папа в это время разговаривал с мамой матом. Именно - разговаривал. Какую речь будет использовать ребёнок - вопрос риторический.  

Profile picture for user d dd
9064
d dd

Снижение уровня общей культуры населения, обыдление - это программа, которая продолжает выполняться.

      Если быть объективными, то когда я был подростком, мы в своей среде тоже мат использовали. 

Мат везде- в общественных местах, в кино, на экранах ТВ.

    Сам ужасный матерщинник, но не выражаюсь прилюдно, с женщинами, без надобности и вообще сквернословие грех. Не знаю откуда, но в наши годы некие правила вместе с матом пришли. Да и старшее поколение могло прижать.

     Надо полицейские меры использовать чаще, без формализма, штраф, повторный, админарест.

     Касательно культуры, было такое понятие непечатные слова, три точки и додумывай если хочешь.

    Не смотря на то,что упомянутый выше Шнуров талантлив, но он злоупотреблял публичной бранью.

   Не надо все это в формат стадиона переводить.ну и строго +18

Profile picture for user Со стрелки
197
Со стрелки

Дети, как губка, впитывают на инстинктивном уровне с так называемого «авторитетного» окружения, перечислять не буду, чтоб не обидеть, всякий ширпотреб… а если при людно, этому псевдоавторитетному сброду давать по соплям и самим выражаться более-менее культурно, то и подрастающее поколение будет не хуже.

Profile picture for user Остряки
6619
Остряки

Мат используют всегда и пятьдесят лет назад на скамеечке у дома мы так общались и получали от взрослых за это. Это уже зависит от воспитания как человек себя ведет. Дома я никогда не слышал мата ни от родителей, ни сам никогда не говорил на нем. Хотя всю жизнь отработал во флоте, в том числе и на севере рыбаком, где им разговаривают, разговаривал и я. Я ещё и по английскому языку мог разговаривать, но не разу у меня и в голову не приходило что-нибудь сказать на английском языке у нас в городе. Нужно уважать окружающих прежде всего и контролировать себя. 

Profile picture for user komandor
7261
komandor

Остряки,

Вот полностью соглашусь: всегда на флоте разговаривали матом, но дома или на улице - никогда. Вся моя семья на флоте, но дома ни одного бранного слова, также и у всех знакомых было. А вот когда на флот стали прибывать в большом количестве сухопутные материковые - у многих флотских был шок от того, что они вне службы матом общаются. Лет пять, примерно, назад мне такелажники (!) с возмущением рассказывали, что когда носили в квартиру мебель новоприбывшему командиру, то слышали как он дома матерится, а дома ребенок! Даже такелажники в шоке. Мне давно стало понятно откуда взялась мода в нашем городе на улицах матом разговаривать, особенно после того, как стал часто по стране мотаться. Вот, кстати, Калининград удивил в хорошую сторону - там гораздо меньше матерщинников на улицах.

Profile picture for user Верещагин
15070
Верещагин

komandor,

Не перегибайте, и в лучшие годы при швартовке командиры 30-й дивизии с мостиков своей "работы" при помощи трансляции так развлекали "домашних" по обе стороны бухты, что "такелажникам" даже не снилось, они конспектировать наверное бросались.

Profile picture for user komandor
7261
komandor

Верещагин,

я вроде бы чётко написал: на флоте всегда разговаривали матом, матом не общались вне службы.

А то, что гражданские иногда попадали под звуки флотского, он же матерный, языка, так то случайные жертвы ))). И не преувеличивайте, не так уж далеко разносился над бухтой командирский мат

Profile picture for user val.prasolov
7751
val.prasolov

komandor,

Добавлю, и в ВВС тоже.

Profile picture for user Остряки
6619
Остряки

Верещагин,

Это значит, что он не уверен в себе, раз истерит на мостике. Работал на судах под 300 метров и в ширину 43 так нормальный капитан практически и не говорит на швартовке, а истерящий командир вводит в стресс своих подчинённых и только усугубляет ситуацию, очень плохо что такие командиры есть на флоте, а если он попадёт в реально опасную ситуацию? 

Profile picture for user navysity
169
navysity

В стране отсутствует почти 30 лет система идеологии. После развала СССР страна существует в системе недоразвитого феодализма.

Profile picture for user Со стрелки
197
Со стрелки

navysity,

Какую идеологию предлагаете, считаете, она нужна, если не сложно, поясните, для чего?

Profile picture for user oldship30bis
819
oldship30bis

Ни когда мы не матерились при женщинах , при детях , просто так от нечего делать  не матерились . Даже в армии не было повального культа мата .Ну разве если уронят на ногу цинк с патронами ... .. Сейчас идут две красивые , хорошо одетые девушки с высоким красивым  парнем и  звучит мат , перемат . Забулдыги в канавах , грузчики в винно -водочных  так не матерились . Как то необходимо объяснить подросткам , что матершина это вульгарно , пошло , мерзко , грязно  , дно , днище ...  

Profile picture for user Со стрелки
197
Со стрелки

oldship30bis,

Да, но сейчас не так, как раньше, наверное другое отношение, например, если, что-то не нравиться, то иди на 😂, как краткое выражение сути выражения к происходящему, все стало быстрее, хорошо это или плохо, время покажет…

Profile picture for user Верещагин
15070
Верещагин

oldship30bis,

Раньше был негласный договор что родители не используют это при детях, а дети при родителях, что создавало до определенной степени некоторый  игровой ( именно игровой т.к. интересно же подойти к краю но не перешагнуть - это искусство  и нужен развитый ум) баланс, а потом с развитием "гласности" благодаря в первую очередь "мастерам культуры" под лозунгами "даешь больше правды жизни! прочь лживое ханжество!" этот баланс был разрушен и мы имеем то что имеем. Государству же нынешнему не до этого, если уж оно даже официальную идеологию не в состоянии сгенерировать, ну разве что штрафы, это нынче актуально для пополнения бюджета.

Profile picture for user Со стрелки
197
Со стрелки

Верещагин,

Считаете, что государство определяет уровень развития человека?

Profile picture for user Верещагин
15070
Верещагин

Со стрелки,

Однозначно, система общественных отношений играет огромную роль в формировании личностей этого общества с его ценностями и уровнем образования. Если деградируют ценности и образование, то какие личности вырастают? От тож.

Profile picture for user Со стрелки
197
Со стрелки

Верещагин,

Мысль хороша, только и другим есть место, так происходит, то что не было раньше, например, государство ошибается и не способно решать современные задачи, тогда что?

Profile picture for user Верещагин
15070
Верещагин

Со стрелки,

Государство неспособное решать задачи выдвигаемые временем неизбежно должно трансформироваться иначе погибнет.

Profile picture for user Со стрелки
197
Со стрелки

Верещагин,

👍

Profile picture for user oldship30bis
819
oldship30bis

Верещагин,

Я от своего деда фронтовика , шофера ни разу не слышал бранного слова . И родители мои не имели такой привычки . Отец командир эсминца . И сам не злоупотребляю и дети мои и внуки . Семья краеугольный камень всего . СЕМЬЯ ! 

Profile picture for user Atos
8039
Atos

oldship30bis,

Приветствую таких людей и поддерживаю! 🥰

Profile picture for user Верещагин
15070
Верещагин

Хочу заметить еще один негативный момент этой тенденции и спросить у нынешней молодежи: У вас постоянная катастрофа в жизни, что иначе нельзя или просто вы  не обрели словарного запаса и благодаря "оптимизации" образования оказались на уровне Эллочки -людоедки? Ах да, про нее вы наверняка даже не слышали, а что вы будете говорить когда случится действительно что то из ряда вон? Нет, ну бывает же такое когда нужно пересилить боль, резко сбросить эмоции при чрезвычайной ситуации, вывести из ступора человека когда угроза жизни... И какие слова будете использовать, если эти вы уже так затерли в повседневной жизни что это стало просто бытовыми междометиями? Они уже вам явно не помогут, а ведь если их не использовать повседневно то смогли бы. Вы себя обобрали получается, решили резерва на крайний случай. Это я как человек служивший на флоте где этим языком не  ругаются а разговаривают, потому что там его несколько видов - восхитительный , поощрительный, заместительный ну и собственно ругательный, но даже там  беспрерывное его использование  - откровенный моветон.

Profile picture for user Со стрелки
197
Со стрелки

Верещагин,

В чем, по сути вопрос, если можно, коротко и ясно?



 

Profile picture for user Serggio
25622
Serggio

Верещагин,

или просто вы  не обрели словарного запаса

Мат в своё время намеренно возвели в тренд. И немногие матерные слова заменили в устной речи множество других, нормальных слов. А скудный словарный запас приводит к скудному образу мышления. Что и требовалось. 

Profile picture for user val.prasolov
7751
val.prasolov

Верещагин,

У вас постоянная катастрофа в жизни, что иначе нельзя или просто вы  не обрели словарного запаса

Со словарным запасом у них большие проблемы.

Profile picture for user Catman
489
Catman

Пятьдесят лет назад за прилюдное матерное словцо подросток мог запросто получить подзатыльник или уж точно замечание от любого и каждого взрослого. А сосед или знакомый ещё бы родителям пожаловался на их оборзевшего отпрыска. Неприятный разговор, а то и ремень, матершиннику был обеспечен. И запоминался надолго.
Сегодня всё иначе. Дети получили право на вседозволенность и неприкосновенность. Как бы мне и кому-то ещё это не нравилось, государство и общество изменить ситуацию не может, да и не хочет. Ведь управлять таким недоразвитым и некультурным, но абсолютно предсказуемым в потребностях и желаниях поколением гораздо проще.

Profile picture for user komandor
7261
komandor

Иногда, знакомым подросткам, я делаю замечания о недопустимости мата. И объясняю, что разговаривать матом некрасиво и не умно. Одним из аргументов привожу то, что матерные выражения - это выражения сильных эмоций, когда нервы сдают окончательно. Грубо говоря, мат - это истерический крик в экстремальных ситуациях. И спрашиваю: "получается ты постоянно истерически орёшь при общении с друзьями, так что, Вы нервический истерик мой юный друг?" :)) Многие задумываются, что меня радует

Profile picture for user d dd
9064
d dd

Дети получили право на вседозволенность и неприкосновенность. Как бы мне и кому-то ещё это не нравилось, государство и общество изменить ситуацию не может, да и не хочет. Ведь управлять таким недоразвитым и некультурным, но абсолютно предсказуемым в потребностях и желаниях поколением гораздо проще.

популярное от ИИ

Обзор от ИИ

Фраза "общественное бытие определяет общественное сознание" отражает философскую концепцию, согласно которой материальные условия жизни общества (общественное бытие) формируют его духовную жизнь, включая убеждения, ценности и представления (общественное сознание). Это означает, что изменения в экономике, социальной структуре и других аспектах бытия общества приводят к переменам в его сознании. 

Profile picture for user Atos
8039
Atos

Я родилась в СССР. В наше время говорить матом было стыдно и позорно. В моей семье(родителей) не говорили матом. Мои друзья и подруги не общались матом. Я выросла и такие же правила в моей семье. Мои сыновья взрослые парни и никогда при мне не скажут плохого слова. Муж никогда себе этого не позволит. Мои друзья не говорят матом. Наверное, все идет от семьи и воспитания. Сейчас же, у меня уши вянут от мата вокруг. Дети, подростки и особенно девочки говорят матом, это ужасно. Мне стыдно, девочка должна быть нежной, а не грубиянкой .........Спасибо за мое воспитание моим родителям.😍 и СССР.

Profile picture for user Со стрелки
197
Со стрелки

СССР - как религия, его нет, но как хочется оперировать тем, чего не происходит. Разве это всё, на что способны люди?

Profile picture for user gos_linux
1138
gos_linux

ой да всё нормально, дети продолжают традиции родителей, разве не к этому стремится страна? если вам не нравится то вперёд - воспитывайте, ах в школах не воспитывают а оценки за поведение хотят ввести - ну и будет поколение которому средний бал опустили под уровень его мата, а это и слесаря, и дворники, и штукатуры способные вычислять сложные уравнения и не признанные из за мата навязанного им от их окружения

Profile picture for user Черное море
11240
Черное море

Мат - признак деградации общества. 

Profile picture for user Черное море
11240
Черное море

С этим злом должны бороться все. И школа, и семья, и вузы, и церковь...

Profile picture for user Олежа__
13
Олежа__

Дети в основном повторяют своих родителей. Как воспитали то и получайте.

Profile picture for user Гусёнок
52
Гусёнок

Часто приходится на детских площадках делать замечания подросткам. Ладно бы между собой разговаривали матом, но они орут на весь двор! Дети маленькие это слушают. Что интересно, за 4 года прогулок на площадках не заметила, чтобы кто-то еще из родителей этому возмущался... 

Мы тоже матерились, но втихаря. Не дай бог кто-то услышит и родителям донесет. Бабушки во дворах нас тоже контролировали. А теперь у подростков сплошные права и слова ему не скажи. Необходим общественный контроль. Замечания, огласка, беседы с родителями, публичное порицание, штрафы. То, что сейчас происходит это ненормально! 

Profile picture for user Atos
8039
Atos

Гусёнок,

Поддерживаю👍

Profile picture for user Serggio
25622
Serggio

Гусёнок,

Необходим общественный контроль.

До тех пор, пока не будет введена МОДА на правильную грамотную речь, точно так же, как в своё время ввели МОДУ на мат, не поможет никакой общественный контроль. 

Прекрасно помню, с каким придыханием известнейшие наши актёры типа Ширвинта рассказывали об именитых режиссёрах и коллегах, как те "изысканно матерятся". Именно такие как они и ввели моду на мат, они и показали, что материться в обществе - это нормально, а стыдившийся общественного мата "совок" - это полный отстой. Оттуда и пошло.

А мода на грамотную речь - это мода на культуру и образованность в среде "простых людей", которая, как озвучил некогда общее мнение "сильных мира сего" Греф, опасны и крайне нежелательны.

Поговорить - пожалуйста, но делать?...

Profile picture for user oldship30bis
819
oldship30bis

Serggio,

Пока повсеместно употребляются такие словечки , как кластеры , глемпинги , атмосфеная локация ... лавандовый раф ... иными словами вульгарная  "латынь для быдла "  рядом с этими словечками будет радостно потирать ручки матерщина . Если кому то не нужна грамотная  родная речь  , нужны непонятные "умные иностранные " словечки  - "кластер в глемпинге в атмосферной локации ... " Что созвучно матерщине .. 

Profile picture for user d dd
9064
d dd

    Вот тема очень актуальная, особенно для Севастополя, где явление публичной брани и сквернословия еще на нашей памяти не имело такого широчайшего распространения и повсеместного распространения.

   Исходя из личного опыта,выше описанное "широкое" распространение на флоте носило на мой взгляд функции не брани, а в основном заместительную и побудительную. Наверно медленно исполняемые команды бодрились матюками.

 Почитав комментарии выводы какие то надо сделать?

 

1 .Мат - признак деградации общества. ,т.к

общественное бытие определяет общественное сознание

   2. Публичное использование сквернословия должно наказываться штрафом по облегченной процедуре - два свидетеля ,получите распишитесь, за детей родители.

(только ппс должна реагировать иначе никак)

3?

.......?

Profile picture for user Шо, опять?
1925
Шо, опять?

В нынешних реалиях, если кто не заметил, матом уже не ругаются...Матом разговаривают.

Profile picture for user Остряки
6619
Остряки

Шо, опять?,

Анекдот из детства. Это семидесятые годы, начало. Парень пришёл работать на стройку, в первый день видит прораб вышел и говорит................, одни матерные слова, все обрадовались и разошлись, а он не понял и стоит, ему старший товарищ и переводит, лопаты не привезли, цемент тоже, расходитесь по домам. 

Vk video

Главное за день

Как крымчанка создаёт необычные украшения из клыков, лап и черепов

Так мастер увековечивает погибших птиц и зверей.
10:26
1
412

Полный загадок туристический объект может появиться на ЮБК

Уже сейчас памятник археологии может посетить любой желающий.
16:26
4
2136

Москва и Питер встали в «самолетную пробку»: что известно о транспортном коллапсе?

Авиакомпания «Аэрофлот» с утра массово отменяла рейсы и готовила деньги на возврат авиабилетов.
14:16
4
3439

Когда в Крым придёт настоящая жара и потеплеет море

Предстоящие выходные будут тёплыми и без осадков.
09:28
3
2512

Препараты для похудения могут запустить производство алкоголя прямо в организме

Пользователи жалуются на необычные побочные свойства «Оземпика» и «Мунджаро».
18:46
2
531

Туризм

Какие черноморские пляжи России опасны из-за концентрации вредных веществ

В Анапе не доверяют данным Роспотребнадзора о морской воде и местных пляжах.
18:20
0
2239

В Крыму назвали виновных в дефиците билетов на поезда в Крым

В регионе рассказали, можно ли решить эту проблему.
16:14
11
34270

Как достать билет на поезд в Крым

В компании-перевозчике раскрыли секреты «охоты».
12:20
3
19465

Какие плюсы даёт туристам альтернативный путь в Крым

Время в дороге по сухопутному коридору — около 9,5 часа.
18:22
3
8918
OSZAR »